Московский троллейбус
 
 
 
Первые троллейбусы в Европе и Америке появились и стали распространяться в самом начале XX в. В Москве мысль о постройке троллейбусной линии впервые была высказана в 1924 г., но к ее реализации приступили лишь 9 лет спустя.
В 1932 г., глядя на опыт эксплуатации троллейбусов в Англии и Германии, задумали проложить первые линии от Дорогомилова (моста Окружной железной дороги, ныне район станции метро "Кутузовская") до села Сетунь (в Кунцеве), по Волоколамскому шоссе до поселка Губайлово (ныне часть г. Красногорска) и по Хорошевскому шоссе до Хорошева. Но в 1933 г. окончательно было решено строить такую линию по Ленинградскому шоссе от Тверской заставы до села Всехсвятского (ныне район
станции метро "Сокол").
Для первой линии сначала хотели приобрести немецкие троллейбусы, но из-за нехватки валюты Наркомтяжпром поручил отечественным заводам в декабре 1932 г. проектирование и строительство двух первых опытных советских троллейбусов.
Летом 1933 г. на Ярославском автозаводе по проекту, разработанному в НИИ автотракторной промышленности, начался выпуск шасси (на базе автомобиля Я-6).
В октябре их отправили на автозавод им. Сталина (ЗИС, ныне АМО-ЗИЛ), где на них установили изготовленные здесь кузова.
Электрооборудование по американским чертежам для троллейбусов поставил завод "Динамо". К 1 ноября 1933 г. два только что выпущенных троллейбуса, которые получили индекс "ЛК" (Лазарь Каганович), отбуксировали с ЗИСа на завод "Динамо", где на них установили электрооборудование (на концах штанг-токоприемников по ставили ролики). На территории этого завода провели первые технические испытания машин.
Первый советский троллейбус имел деревянный каркас с металлической обшивкой, кузов длиной 9 м, шириной 2,3 м и весом 8,5 т. Он мог развивать максимальную скорость до 50 км/ч. В салоне имелось 37 мест для сидения (кресла были мягкие), зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа; под сиденьями установили электропечки. Двери открывались вручную: передние - водителем, задние - кондуктором. Машины выкрасили в темно-синий цвет (сверху имелась   кремово-желтая полоса, внизу - ярко-желтая обводка). На лобовой части кузова прикрепили блестящие металлические щиты с надписью "От рабочих, ИТР и служащих Гос.автозавода им. Сталина, завода "Динамо", Ярославского автозавода, НАТИ".
В октябре 1933 г. вдоль Ленинградского шоссе от Тверской заставы до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе смонтировали однопутную троллейбусную линию (двухпутный участок пролегал только от заставы до стадиона "Динамо" им. Томского) длиной 7,5 км. В селе Всехсвятское постро или небольшой гараж с мастерскими на четыре места, который административно являлся частью  Щепетильниковского трамвайного депо.
Подготовили первую группу водителей троллейбусов.
4 ноября 1933 г. обе машины отбуксировали с завода ╚Динамо╩ в гараж. Вечером этого же дня одна из них стала обкатываться на линии, но, по возвращении в депо, пол гаража не выдержал, проломился под тяжестью машины, и троллейбус, провалившись
в яму, сломался (официально он находился на "испытаниях").
Поэтому к торжественному открытию первой советской троллейбусной линии была готова лишь машина ╧ 2.
5 ноября на испытаниях этого троллейбуса присутствовал секретарь МК ВКП(б) Н. Хрущев, а 6 ноября по линии состоялась официальная поездка приемочной комиссии
в составе председателя Моссовета Н. Булганина, инженеров, техников и рабочих, строивших троллейбусы. С 7 по15 ноября водители проходили практику вождения на единственной машине.
Регулярное движение единственного троллейбуса началось в II часов утра 15 ноября 1933 г. На следующий день определили время его работы - с 7 часов утра до 24 часов. Средняя скорость движения составляла 36 км/ч, всю линию машина преодолевала
за 30 минут.
Так была открыта первая в Москве и в СССР троллейбусная линия.
В течение 1934-1936 гг. троллейбусы для Москвы изготавливал Сокольнический вагоноремонтный завод (СВАРЗ) - их было выпущено 36 в 1934 г., 26 - в 1935 г.
и 4 - в 1936 г.
В январе 1934 г. ЗИС изготовил опытную трехосную машину ЛК-З длиной 12 м на 85 пассажиров, которая стала курсировать на загородном участке.
В январе 1934 г. первую линию от Тверской заставы продлили в центр по Тверской улице до площади Революции; в декабре 1934 г. закончили по стройку второй линии
по Арбату до Дорогомиловской заставы. В конце этого года по обоим маршрутам курсировали 36 машин серии ЛК.
В январе 1935 г. на Ленинградском шоссе открыли недостроенный большой гараж, куда были переведены все троллейбусы (до этого они стояли вдоль Ленинградского шоссе). В ноябре 1935 г. ввели в эксплуатацию третью троллейбусную линию из центра по Петровке, Каретному ряду, через Сухаревскую площадь, по 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира) до Ржевского (ныне Рижского) вокзала - сюда стали ходить троллейбусы второго маршрута (от Дорогомиловки).
В октябре 1936 г. в связи со снятием трамвая с северной части Садового кольца
началось движение троллейбусов по новой линии "Б" ("Букашка") от Кудринской площади до Курского вокзала.
В связи с расширением сети линий Москве потребовалось много новых троллейбусов. В конце 1935 г. на Ярославском автозаводе Наркомтяжпром заказал 250 машин нового типа.
Первый такой троллейбус марки ЯТБ-1 (ярославский троллейбус первой серии) прибыл в Москву в июле 1936 г. К концу этого года их было 85 (правда, на линию из-за неисправностей могли выходить только 29).
В 1937 г. этот завод поставил в Москву 173 новых троллейбуса, что позволило значительно расширить сеть линий - построить и открыть новые маршруты: от Садового кольца по Каляевской и Новослободской улицам; Кузнецкому мосту,
улицам Дзержинского и Сретенке; от площади Восстания по Садовому кольцу до Крымской площади; от Дорогомиловской заставы до Кутузовской слободы.
В 1938 г. проложили линии по Бережковской набережной, через Воробьевы Горы
до Октябрьской площади; от Комсомольской площади по улице Кирова (Мясницкой), через центр и Якиманку до Октябрьской площади; от станции метро "Сокол" по Ленинградскому шоссе до Северного речного вокзала; в Измайлово; от Крымской площади по Садовому кольцу и Мытной улице до Даниловского рынка; линия на Бутырках была продлена до 1-й Хуторской улицы.
В конце 1938 г. в Москве действовало уже 10 троллейбусных маршрутов.
В большинстве случаев троллейбусные линии прокладывались по улицам, где перед этим были сняты трамвайные пути, и, таким образом, троллейбус заменял трамвай.
В 1938 г. с Ярославского завода в Москву прибыло около 200 новых троллейбусов,
в том числе и новой модификации ЯТБ-2.
Первый такой троллейбус поступил в новый второй троллейбусный парк в июле 1937 г., а серийная партия - летом 1938 г. Этот парк был открыт в июне 1937 г. на базе Бауманского (б. Рязанского) трамвайного парка, откуда все трамваи за одну ночь перевели в новое трамвайное депо в Ростокино.
 
 
В рубрикаторДалее