Летом 1937 г. из Англии выписали два трехосных троллейбуса фирмы БЕС
(один одно-, а другой - двухэтажный). Их доставили морем в Ленинград, откуда
перевезли по железной дороге до Твери, а оттуда вновь водным путем - до
Москвы и поместили
в первый троллейбусный парк на Ленинградском шоссе. Для эксплуатации
"двухэтажника" сначала на загородном участке первого маршрута, а затем
и по улице Горького (ныне Тверская) контактную сеть приподняли до высоты
5,6 м, и с 1 сентября 1937 г. "англичанин" стал курсировать по первому
маршруту.
По образцу этой машины Ярославский завод в 1938 -1939 гг. выпустил
10 советских двухэтажных троллейбусов марки ЯТБ-З, которые были пущены
летом 1939 г. при открытии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ,
позже аббревиатура - ВДНХ, ныне ВВЦ) из центра города по нынешнему проспекту
Мира до территории выставки. Двухэтажные машины курсировали только по двум
маршрутам: от площади Свердлова (ныне Театральной) мимо Тверской заставы
до поселков Сокол и Коптево, от площади Свердлова до Ржевского вокзала
и ВСХВ.
В 1939 г. троллейбусы стали курсировать до платформы Северянин, Сокольников,
по Садовому кольцу - от Октябрьской площади до Таганки (полностью кольцо
троллейбуса "Б" по Садовому кольцу замкнулось только в октябре 1963 г.);
весной 1941 г. - от площади Пушкина через Цветной бульвар и Самотеку до
театра Красной Армии. В июне 1941 г. в Москве действовали 17 троллейбусных
маршрутов.
В феврале 1939 г. в Москву прибыла машина нового типа ЯТБ-4, а с апреля
1941 г. стали поступать троллейбусы ЯТБ-4А с полуметаллическим кузовом
(все предыдущие были с деревянным).
В сентябре 1941 г. Ярославский автозавод прислал последний троллейбус
новой марки - ТБ-5 (.╧ 901). Это первая цельнометаллическая машина. Для
новых троллейбусов ЯТБ-4 и ЯТБ-4А в Кутузовской слободе в 1939-940 гг.
выстроили новый, третий троллейбусный парк (ныне он находится в составе
Филевского автобусно-троллейбусного парка).
В 1940 г. роликовые токоприемники на всех троллейбусах заменили на
скользящие. К началу войны в Москве было 583 троллейбуса (в том числе 258
ЯТБ-1, 119 ЯТБ-2, 10 ЯТБ-З, один двухэтажный ЕЕС, 123 ЯТБ-4, 37 ЯТБ-4А,
один ЯТБ-5 и один одноэтажный трехосный анг лийский), в том числе грузовые
(их пере делали из старых пассажирских машин типа ЛК).
Во время войны троллейбус превратился в основной вид городского транспорта
в центре города, так как почти все автобусы были реквизированы для военных
целей. В октябре 1941 г. 105 троллейбусов эвакуировали в Самару, откуда
часть из них попала в Челябинск, Свердловск и Новосибирск. Их использовали
для открытия в первых трех городах троллейбусного движения. (Троллейбусы
из Новосибирска перебросили после окончания войны в Горький, где и пустили
в эксплуатацию после их модернизации.) Из-за нехватки грузовых автомобилей
часть старых, изношенных троллейбусов переоборудовали в грузовые, а в 1943
г. во втором троллейбусном парке сконструирован троллейкар, который работал
и как троллейбус, и как грузовой автомобиль на тех участках, где не было
контактной сети.
Грузовые троллейбусы во время войны перевозили дрова, уголь, муку,
хлеб, военные грузы (из речных портов и с железнодорожных станций на склады
и в магазины). Некоторые линии из-за нехватки машин закрыли (до площади
Коммуны, платформы Северянин и в Измайлово).
В ноябре 1943 г. для подвоза рабочих из города к Тушинскому авиационному
заводу построили новую линию по Волоколамскому шоссе до канала Москва-Волга.
Так как к концу войны троллейбусы сильно поизносились, на базе старого
таксопарка на Бутырках был создан троллейбусный ремонтный завод (МТРЗ),
который в 1945 г. приступил к изготовлению запчастей для троллейбусов,
а в 1946 г. - их капитальному ремонту (первым отремонтировали двухэтажный
троллейбус ЯТБ-З, который бегал по улице Горького до 1953 г.)
Постепенно этот завод отремонтировал и модернизировал почти весь довоенный
подвижной состав (сначала старые ЯТБ-1 и ЯТБ-2 модернизировались по типу
ЯТБ-4 - они назывались после этого ЯТБ-1М). В 1948 г. завод приступил
к сборке модели МТБ-10, которая состояла из шасси старых машин ЯТБ и нового
кузова
МТБ-82 (фото 1); всего в 1948 - 1953 гг. МТРЗ модернизировал таким
образом 269 троллейбусов.
Тем временем по заданию Совмина Тушинский авиазавод ╧ 82 приступил
к выпуску совершенно новых троллейбусов для Москвы. Первая опытная цельнометаллическая
машина МТБ-82А (московский троллейбус, завод ╧ 82, серия А) с обуженным
кузовом (для него использовали троллейбус ЯТБ-5 ╧ 901) вышел на улицу Горького
в феврале 1946 г. Летом того же года завод выпустил первый троллейбус МТБ-82М
с более широким кузовом (на 65 мест), и с 1947 г. эта модель пошла в серийное
производство (всего в 1946 -1947 гг. для Москвы изготовили 147 таких троллейбусов).