К концу прошлого века церковные правила стали предоставлять родителям
первоочередное право на наречение именем младенца, ссылаясь на Симеона
Солунского: "...и дает ему имя молитвою священною, еже родившие восхощут,
с ним же и крещается". При этом по-прежнему многие выбирали имя по
святцам, но в руководствах для служителей церкви подчеркивалось, что не
следует давать имена малоупотребительные и трудновыговариваемые.
Крестившиеся во взрослом возрасте выбирали себе имя по собственному
желанию. В любом случае имя должно даваться христианское -
какого-нибудь святого, и долгом служителя церкви было (и есть) объяснить,
что оно означает и чем прославился святой, ставший небесным покровителем
крещаемого. Давать модные, но не упомянутые в святцах имена было запрещено.
(В начале нашего века в Воронежской губернии был отмечен случай, когда
священник нарек новорожденную Розой, за что был лишен сана, а девочку окрестили
повторно.)
И в наши дни при выборе имени лучше сначала проконсультироваться со
священником (в святцах, например, нет таких вроде бы часто встречающихся
имен, как Богдан, Ростислав, а Римма и Инна приведены как имена мучеников
мужчин). Довольно часта для наших современников такая ситуация, когда человек
крещен, но даты своего дня ангела не знает. (Больше иных повезло Татьянам
- студенческий праздник 25 января многие помнят как Татьянин день.)
Вообще же дата собственных именин (если вы крещеный) выясняется очень
просто - достаточно взять любой церковный календарь и просмотреть
его, начиная со дня своего рождения. Ближайший день, в который отмечается
память святого, чье имя совпадет с вашим (а точнее, наоборот), и будет
днем вашего ангела.
Церковь может поминать нескольких святых с одинаковыми именами, но
вашим небесным покровителем будет толь-ко один из них, а не все сразу.
Узнав точное число, можно так-же поинтересоваться в "Житиях святых" за
данный месяц, чем же прославился ваш ангел-хранитель. Родителям, разду-мывающим
над именем для новорожденного, не помешает сделать то же самое. Ведь они
же выбирают своему сыну или дочери особый праздник на всю жизнь!
В наше время люди светские редко празднуют
именины и еще реже поздравляют с днем ангела родных и близких. Между тем
даже Дейл Карнеги утверждал, что одним из любимых слов для всякого
человека является его собственное имя. Почему же не поздравить знакомого
с днем его имени? Это и душевно, и очень по-русски.
Поздравления, кстати, были в старой Руси очень важной частью именинного
ритуала. Именинника поздрав-ляли не только те, кто приходил вечером к нему
домой, но и те, кто сделать этого не мог (по географическим или каким-либо
иным причинам) Не вспомнить о том, что двоюродная бабушка в Моршанске празднует
день ангела, . значило нанести старушке серьезную и незаслуженную обиду.
При этом поздравительная открытка или письмо должны были прийти к адресату
непременно в праздничный день, не раньше и не позже. (Правда, почта в те
далекие годы работала несколько лучше, чем нынче, но сейчас к нашим услугам
телеграф и телефон.) А в высшем свете считалось хорошим тоном
заехать рано поутру в дом именинника и оставить поздравительную открытку
со своей визиткой, а уже вечером прийти в гости с личным поздравлением.
Необычной чертой этого праздника было правило, согласно которому вовсе
не обязательно было ждать приглашения от виновника торжества. Все родственники
(а в первую очередь крестный отец и крестная мать) могли и должны были
прийти незваными. Их присутствие за праздничным столом считалось само собой
разумеющимся, равно как и приход друзей дома, хотя последним приглашение
все же посылалось. Примерно такое: "Высокоуважаемый NN!
Смею быть вполне уверенным, что Вы не забыли сегод-няшнего числа, для
меня знаменательного, и не оставите меня лестным посещением с любезным
семейством Вашим. Этим Вы много и несказанно осчастливите душевно Вам преданно-го
и искренне Вас уважающего MM".
Можно заметить, что автор подобного послания даже не сомневается в
том, что адресату прекрасно известно, на какой праздник его приглашают.
Слова "именины" и "день ангела" писать в приглашении было не принято, а
вместо слов "праздничный обед" писали "пирог". Приглашенный, однако, мог
не сомневаться, что его ждет отнюдь не один пирог. А роскошная трапеза.
Гостям, естественно, следовало заботиться о подарке. И тут существовали
свои особые правила этикета. Например, именины были практически единственным
праздником, когда можно было подарить конверт с деньгами (старший родственник.
подростку). Нельзя было преподносить дорогой подарок человеку, с которым
не очень хорошо знаком, а мужчина малознакомой женщине имел право преподнести
только цветы и конфеты.
Дети часто поздравляли родителей, разыгрывая небольшую пьеску или читая
стихи (приготовления хра-нились в строгом секрете до дня торжества). Самыми
универ-сальными подарками считались письменные принадлежности, например
чернильницы, цветной сургуч, набо-ры почтовой бумаги (чтобы именинник не
забывал родных и близких в разлуке), а также всевозможные безделки и курьезы
заморского происхождения. Как видите, с возрождением и этих трогательных
обычаев старины в наши дни проблем возникнуть не должно.
За праздничный стол садились обыкновенно вечером, а в тех счастливых
случа-ях, когда день ангела приходился на воскресенье, - во время обеда.
Переносить празднование, кстати, было никак нельзя. Застолье начиналось
с традиционной бутылки шампанского, а остальные блюда мало отличались от
тех, что едят и пьют в другие праздничные дни. Но было единственное, но
очень важное исключение. Легко догадаться какое. Помните детский стишок?
"Как на Ванины именины испекли мы каравай"...
Пироги в день ангела на Руси пекли издавна. В боярские времена было
даже принято рассылать испеченные караваи всем знакомым прямо с утра. как
напомина-ние о празднике. А сам пирог звался "именинником". В прошлом веке
и в начале нынешнего каравай зачастую мог оказаться тортом (совсем
как на современном дне рождения, но без свечек). Однако уважающая себя
хозяйка дома предпочитала засучить рукава и удивить гостей своим кули-нарным
искусством, особенно, если именинником был ребенок.
Воздушный пирог из свежей земляники или малины - это
не так уж трудно.
1 фунт (409 грамм) перебранных ягод протереть сквозь
сито, слить лишнюю жидкость, смешать с 6-7 взбитыми белками, просевая сквозь
ситечко 3/4 стакана сахара. Переложить на фаянсовое блюдо, осыпать 1/4
стакана сахара, поставить в печь на десять в то время, когда подается жаркое.
Как только поднимется и подрумянится, тотчас подавать, иначе опадет. К
нему можно подать взбитые сливки.
Это небольшое чудо из прошлого с его неземной легкостью, способное опадать
по прошествии времени, чем-то похоже на сам праздник, тот самый день ангела,
с тем исключением, что опавший пирог не поднимешь, а праздник возродить
к новой жизни не поздно никогда. Праздник, окруженный ореолом любви, счастья,
радости, тепла, заставляющий задуматься о человеческой душе, о тайнах
мироздания и о Том, Кто стоит за правым плечом.
По материалам журнала "Домовой", ╧3, 1995 год.
Вернуться