К концу прошлого века церковные правила стали предоставлять родителям первоочередное право на наречение именем младенца, ссылаясь на Симеона Солунского: "...и дает ему имя молитвою священною, еже родившие восхощут, с ним же и крещается". При этом по-прежнему многие  выбирали имя по святцам, но в руководствах для служителей церкви подчеркивалось, что не следует давать имена малоупотребительные и трудновыговариваемые.
Крестившиеся во взрослом возрасте выбирали себе имя по собственному желанию. В любом случае имя должно даваться христианское  -  какого-нибудь святого, и долгом служителя церкви было (и есть) объяснить, что оно означает и чем прославился святой, ставший небесным покровителем крещаемого. Давать модные, но не упомянутые в святцах имена было запрещено. (В начале нашего века в Воронежской губернии был отмечен случай, когда священник нарек новорожденную Розой, за что был лишен сана, а девочку окрестили повторно.)
И в наши дни при выборе имени лучше сначала проконсультироваться со священником (в святцах, например, нет таких вроде бы часто встречающихся имен, как Богдан, Ростислав, а Римма и Инна приведены как имена мучеников мужчин). Довольно часта для наших современников такая ситуация, когда человек крещен, но даты своего дня ангела не знает. (Больше иных повезло Татьянам - студенческий праздник 25 января многие помнят как Татьянин день.)

Вообще же дата собственных именин (если вы крещеный) выясняется очень просто - достаточно взять любой церковный  календарь и просмотреть его, начиная со дня своего рождения. Ближайший день, в который отмечается память святого, чье имя совпадет с вашим (а точнее, наоборот), и будет днем вашего ангела.
Церковь может поминать нескольких святых с одинаковыми именами, но вашим небесным покровителем будет толь-ко один из них, а не все сразу. Узнав точное число, можно так-же поинтересоваться в "Житиях святых" за данный месяц, чем же прославился ваш ангел-хранитель. Родителям, разду-мывающим над именем для новорожденного, не помешает сделать то же самое. Ведь они же выбирают своему сыну или дочери особый праздник на всю жизнь!
 

Картинка╧3
 
В наше время люди светские редко празднуют именины и еще реже поздравляют с днем ангела родных и близких. Между тем даже Дейл Карнеги утверждал, что одним из любимых  слов для всякого человека является его собственное имя. Почему же не поздравить знакомого с днем его имени? Это и душевно, и очень по-русски.
Поздравления, кстати, были в старой Руси очень важной частью именинного ритуала. Именинника поздрав-ляли не только те, кто приходил вечером к нему домой, но и те, кто сделать этого не мог (по географическим или каким-либо иным причинам) Не вспомнить о том, что двоюродная бабушка в Моршанске празднует день ангела, . значило нанести старушке серьезную и незаслуженную обиду.
При этом поздравительная открытка или письмо должны были прийти к адресату непременно в праздничный день, не раньше и не позже. (Правда, почта в те далекие годы работала несколько лучше, чем нынче, но сейчас к нашим услугам телеграф и телефон.) А в  высшем свете считалось хорошим  тоном заехать  рано поутру в дом именинника и оставить поздравительную открытку со своей визиткой, а уже вечером прийти в гости с личным поздравлением.
Необычной чертой этого праздника было правило, согласно которому вовсе не обязательно было ждать приглашения от виновника торжества. Все родственники (а в первую очередь крестный отец и крестная мать) могли и должны были прийти незваными. Их присутствие за праздничным столом считалось само собой разумеющимся, равно как и приход друзей дома, хотя последним приглашение все же посылалось. Примерно такое: "Высокоуважаемый NN!
Смею быть вполне уверенным, что Вы не забыли сегод-няшнего числа, для меня знаменательного, и не оставите меня лестным посещением с любезным семейством Вашим. Этим Вы много и несказанно осчастливите душевно Вам преданно-го и искренне Вас уважающего MM".
Можно заметить, что автор подобного послания даже не сомневается в том, что адресату прекрасно известно, на какой праздник его приглашают. Слова "именины" и "день ангела" писать в приглашении было не принято, а вместо слов "праздничный обед" писали "пирог". Приглашенный, однако, мог не сомневаться, что его ждет отнюдь не один пирог. А роскошная трапеза.
 Гостям, естественно, следовало заботиться о подарке. И тут существовали свои особые правила этикета. Например, именины были практически единственным праздником, когда можно было подарить конверт с деньгами (старший родственник. подростку). Нельзя было преподносить дорогой подарок человеку, с которым не очень хорошо знаком, а мужчина малознакомой женщине имел право преподнести только цветы и  конфеты.
Дети часто поздравляли родителей, разыгрывая небольшую пьеску или читая стихи (приготовления хра-нились в строгом секрете до дня торжества). Самыми универ-сальными подарками считались письменные принадлежности, например чернильницы, цветной сургуч, набо-ры почтовой бумаги (чтобы именинник не забывал родных и близких в разлуке), а также всевозможные безделки и курьезы  заморского происхождения. Как видите, с возрождением и этих трогательных обычаев старины в наши дни проблем возникнуть не должно.
За праздничный стол садились обыкновенно вечером, а в тех счастливых случа-ях, когда день ангела приходился на воскресенье, - во время обеда. Переносить празднование, кстати, было никак нельзя. Застолье начиналось с традиционной бутылки шампанского, а остальные блюда мало отличались от тех, что едят и пьют в другие праздничные дни. Но было единственное, но очень важное исключение. Легко догадаться какое. Помните детский стишок? "Как на Ванины именины испекли мы каравай"...
Пироги в день ангела на Руси пекли издавна. В боярские времена было даже принято рассылать испеченные караваи всем знакомым прямо с утра. как напомина-ние о празднике. А сам пирог звался "именинником". В прошлом веке и в начале  нынешнего каравай зачастую мог оказаться тортом (совсем как на современном дне рождения, но без свечек). Однако уважающая себя хозяйка дома предпочитала засучить рукава и удивить гостей своим кули-нарным искусством, особенно, если именинником был ребенок.

Воздушный пирог из свежей земляники или малины - это не так уж трудно.

1 фунт (409 грамм) перебранных ягод протереть сквозь сито, слить лишнюю жидкость, смешать с 6-7 взбитыми белками, просевая сквозь ситечко 3/4 стакана сахара. Переложить на фаянсовое блюдо, осыпать 1/4 стакана сахара, поставить в печь на десять в то время, когда подается жаркое. Как только поднимется и подрумянится, тотчас подавать, иначе опадет. К нему можно подать взбитые сливки.

Это небольшое чудо из прошлого с его неземной легкостью, способное опадать по прошествии времени, чем-то похоже на сам праздник, тот самый день ангела, с тем исключением, что опавший пирог не поднимешь, а праздник возродить к новой жизни не поздно никогда. Праздник, окруженный ореолом любви, счастья, радости, тепла, заставляющий задуматься  о человеческой душе, о тайнах мироздания и о Том, Кто стоит за правым плечом.

По материалам журнала "Домовой", ╧3, 1995 год.
 
 

 Вернуться