Тот, кто стоит за правым плечом.

 Родительнице предоставили на выбор любое из трех имен, которое она хочет
выбрать: Моккия, Соссия или назвать ребенка во имя мученика Хоздазата...
Развернули календарь в другом месте; вышли опять три имени: Трифилий,
Дула и Варахасий... Еще переворотили страницу  -  вышли: Павсикахий и Вахтисий.
      Н.В. Гоголь. Шинель
 

Картинка╧1 Картинка╧2
Издавна в христианском мире считалось, что за спиной у каждого человека (или, как говаривали иногда, - "над душой") всю его жизнь невидимо прибывают два представителя потустороннего мира. За левым плечом - костлявая старуха с косой, а за правым - крылатый юноша в блистающих одеждах, ниспосланный свыше для того, чтобы препятствовать коварным замыслам своей соседки. Для христианина добрым небесным покровителем был именно тот святой, чья память отмечалась в день крещения и чье имя носил человек в миру. Потому и отмечался ежегодно с превеликой радостью этот день - именины, день ангела.
 
Именины являются большим семейным праздником для православных и католиков. Протестанты, не признающие культа святых, не признают и такого праздника. В католических странах для человека день ангела давно сделался примерно равным по значимости дню рождения. Совсем не то на Руси православной. Тут жили строго по святцам.
Кроме того, для многих россиян промежуток между днем рождения и днем ангела составлял восемь дней (считалось хорошей приметой крестить ребенка на восьмой день от рождения), а посему наши пращуры, резонно рассудив, что два праздника с таким малым интервалом - это слишком много, выбирали в качестве главного день рождения духовного, а не физического.
Даже в прошлом веке день своего появления на свет почитали праздником далеко не все, а если и отмечали, то скромным ужином в тихом семейном кругу, без гостей. Вспоминали про дни рождения к старости. Торжества устраивали лишь по поводу солидной круглой даты. Но и в таких случаях  инициатива исходила, как правило, не от виновника торжества, а от его друзей и коллег. Скажем, преподаватели университета готовили научный труд к 70-летию своего профессора, или государственные служащие собирали в складчину деньги не то, чтобы преподнести достойный подарок начальнику своего департамента. Заметивший приготовления окружающих юбиляр производил  несложные календарные подсчеты и приходил к выводу, что время неумолимо и нужно звать гостей на банкет.
В отличие от такого скромного повода, как день рождения, именины отмечались ежегодно всеми, независимо от возраста и общественного положения. Иные (как мы знаем из классики) праздновали день ангела даже по два раза в год. Помнится, купцы жаловались Хлестакову на городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского:
"Именины его бывают на Антона, и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается. Нет, ему еще подавай: говорит, и на Онуфрия его именины. Что делать? И на Онуфрия несешь".
Но даже и те именины, которые праздновались, как и положено, единожды в году, устраивались с присущей русской  душе размахом. Именины царствующих особ носили название "тезоименитства", и дни тезоименитства императора, императрицы, наследника престола и вдовствующей императрицы были праздничными и выходными на всей территории Российской империи. В некоторых знатных семействах нередки были случаи, когда городской дом не мог вместить всех гостей и празднование переносилось в загородное имение.

В допетровской Руси у человека обычно было два имени: данное ему родителями при рождении и данное священником при крещении. Можно вспомнить, например, знаменитых русских князей: Святополк (Окаянный) был также Михаилом, а Ярослав (Мудрый) - Панкратием; Владимир (Святой) наречен был при крещении Василием, а княгиня Ольга  -  Еленой. Примерно к началу XVI века церковь постепенно вытеснила из обихода языческие имена, и у каждого русского стало по два имени христианских.
 Однако Петр Великий посчитал второе имя излишеством, решив, что и одного будет довольно, и второе повелел истребить. Имя осталось одно, и зачастую его присваивали, не спросив мнения родителей,  в честь святого, чья память праздновалась в день крещения младенца или в ближайшие дни. Однако в некоторых случаях родителям удавалось тем или иным способом убедить священника дать ребенку имя не по святцам.
Вот интересный случай из нашей истории. Супружескую пару Островских  -  Николая Федоровича и Любовь Ивановну преследовал какой-то злой рок: первые двое детей у них умерли во младенчестве.31 марта 1823 года у них родился третий ребенок. В день крещения отец рассказал священнику о своем горе и заявил, что, на его взгляд, жизни и здоровью мальчика  ничего не будет грозить, если его нарекут Александром, что в переводе с греческого означает "защитник жизни", а небесным покровителем ребенка станет святой Александр Невский. Батюшка внял доводам родителя, и будущий гениальный драматург был крещен вопреки святцам (день памяти Александра Невского - 30 августа). В минувшую пору имя не только указывало на конкретную дату, но и одновременно имело некий внутренний нарицательный смысл. К примеру; толкователи прошлого века утверждали, что имя Фирс означает человека "рассеянного и в беспорядок приводящего". Именно Фирсом и прозвал высший свет эпохи Николая I несчастного князя Сергея Голицина. Прозвище, данное знакомыми барышнями князя, было вполне невинным и к тому же отлично соответствовало характеру князя. Однако стоило ему карьеры, так как бдительные люди, сопоставив даты и факты, выяснили, что память святого Фирса празднуется 14 декабря  -  в день восстания на Сенатской площади.
 

Далее
 
Возврат