"Каждый, кто в состоянии
распознать красоту, никогда
не будет старым". Это полушутливое
замечание Франца Кафки известно, наверное, далеко не всем. Но когда случай
дает нам возможность полюбоваться прекрасным лицом, мы и в самом деле получаем
от этого удовольствие, хотя не думаем о том, что эти мгновения продляют
нам годы. Так было еще в каменном веке, когда развилось в человеке эстетическое
чувство. Наверное, с тех же пор люди задумываются и над тем, что такое
красота, из чего складываются ее элементы.
Власть красоты! Это не пустая фраза, не выдумка
восторженных поэтов. Красивая наружность действительно помогает ее обладателям
успешнее решать многие жизненные задачи. Но вместе с тем никто не знает,
что такое красота в научном смысле и как она влияет на окружающих. Ясно
одно - что в нашем сознании красота человеческого образа глубоко и неразрывно
связана с нашей сексуальной сферой - с ее оценками того или иного человека.
С конца шестидесятых годов нашего века проблемой
красоты заинтересовались многие социальные психологи. Последовал целый
каскад исследований. Главный вопрос в этих опытах был: что фактически зависит
от внешности испытуемого? Статистика дала убедительные ответы. Люди, похожие
на героев Боттичелли или Ренуара, везде имели предпочтение. Учителя считали
красивых учеников более разумными и лучше воспитанными, в судебных процессах
присяжные и судьи склонны больше верить показаниям привлекательных на вид
свидетелей и преступников. Красивые, как подтверждает жизнь, имеют более
легкие условия существования, и это делает их еще более прекрасными.
В конце восьмидесятых годов нашего века был
проведен любопытный опыт, где испытуемыми были младенцы 2 -3 месяцев от
роду. Им дали для игры две фотографии: на одной из них был изображен привлекательный
на вид человек, на другой - очень несимпатичный. Наблюдая за игрой сосунков,
исследователи убедились, что они больше занимались фотографией красивого
человека, чем другого. Следовательно, уже в столь младенческом возрасте
человек способен выявить красоту.
И в то же время понятие о человеческой красоте
определяется уровнем развития и культуры общества. В книге американской
феминистки Ноэми Вольф "Миф красоты" говорится: "Красота-это не универсальное
и не неизменное понятие. Нет ни исторических, ни биологических предпосылок
для обоснования мифа о красоте".
Действительно, стоит всмотреться в произведения
мастеров живописи за последние 400 -500 лет, как будет очевиден разный
взгляд художника на идеал красоты. И вместе с тем, пройдясь по галерее,
показавшей нам, как на протяжении веков менялись представления о красоте,
мы вынуждены будем отметить, что и в начале галереи, и в ее конце люди
на портретах обладают ощутимой общностью: все красавицы и красавцы за эти
пол-тысячи лет, говоря языком повседневности, имеют правильные черты лица
(надо только не путать понятие красоты и миловидности).
Вернемся в прошлое. Внимание всегда прежде
всего уделялось лицу. Что делает его прекрасным? Можно ли говорить о его
отдельных атрибутах? Например, о большом и маленьком носе? Должен ли рот
быть широким или узким?
В Библии мы найдем, наверное, первую попытку
описать приметы красоты - это "Песни Песней" царя Соломона: "Прекрасна
ты, возлюбленная моя... Уклони очи твои от меня, потому что они волнуют
меня. Волосы твои, как стадо коз, сходящих с Галааза; зубы твои, как стадо
овец, выходящих из купальни... Как половинки гранатового яблока - ланиты
твои под кудрями твоими... О, как прекрасны ноги твои... Округления бедер
твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника..."
Бесспорно, лицезрение красавицы воодушевляло
библейского поэта, но согласимся и с тем, что самое восторженное описание
достоинств любимого человека не дает нам разгадки красоты. Над этой загадкой
задумывались многие в течение минувших столетий. Но задача оказалась не
по плечу даже таким мыслителям, как Альбрехт Дюрер или Френсис Бэкон, жившим
в концеХV -началеХVII веков. Дюрер, больше прославившийся как рисовальщик,
гравер и живописец, был в то же время художником, стремящимся открыть научно
обоснованные методы познания окружающего мира. В его наследии мы найдем
множество этюдов, сделанных для анализа природных закономерностей. Дюрера
причисляют к величайшим портретистам. Кому, как не ему, познавшему пропорции
человеческой натуры, было бы по силам дать определение красоты. Но Дюрер
с огорчением писал: "Что же касается красоты, то этого я не знаю". Примерно
то же ощущал и Бэкон, когда коснулся этой темы. Он высказался таким образом:
"В каждой красоте есть доля странности".