Вернуться

Профессор социальной психологии Иельского университета (США) Роберт Штернберг представляет себе феномен любви таким: он ни с кем так не любезен, как с девушкой "А"; у него все мечты и фантазии об "А", он возбуждается при виде "А"; отно шение к "А" похоже на нечто мистическое.
Аналогичные исследования, но на основе других измерений, выяснили, что мужчины оказываются большими романтиками, они влюбляются чаще и быстрее, в то время как женщины бывают неторопливыми и консервативными.
Но когда женщина влюбляется серьезно, она показывает свои чувства более открыто, нередко впадает в эйфорическое состояние и чаще страдает от неумения в этот период сконцентрироваться.
Эти в воды проверили и на людях, давно состоящих в браке.
Оказалось, что романтический остаток прежней любви сохраняют, как правило, жены.
Социолог Джон Ли из университета в Торонто изучил более четырех тысяч записей о любви, начиная с таких древних авторов, как Платон и апостол Павел, и кончая Лес-сингом и ученым XX века - Фрейдом.
Анализ привел к выводу, что в любви существуют несколько стилей.
Эти записи о любви ученый рассортировал, предварительно присвоив каждому стилю любви определенный цвет и сочетая их в виде красочного круга, на котором схожие суждения соприкасаются. Краски же были выбраны - красная, желтая и синяя, из сочетания их в разных пропорциях можно получить любой цвет. Диаграмма Джона Ли
Первый стиль ученый назвал "Эросом" (в греческой мифологии Эрос - бог любви). Этот стиль получил красную краску, он символизирует романтическую любовь, радостное чувство, приносящее наслаждение красотой. Как правило, оно возникает при первом же взгляде друг на друга обоих партнеров.
Второй стиль, получивший желтый цвет, назван "Лудус" (от латинского - игра ради времяпрепровождения). Для него характерна любовная связь, не претендующая, однако, на полное и исключительное обладание партнером.
Третий стиль - "Сторге" (по-гречески: нежность, склонность). Этот синий стиль развивается медленно, без лихорадки и сумасбродства и приводит к мирному союзу в гармоничной форме.
Между этими основополагающими цветовыми пространствами Джон Ли поместил, как бы смешивая краски, оранжевое, зеленое и фиолетовое пятна. Им он также дал названия.
Оранжевое - "Мания" (по-гречески: сумасшествие, неистовство), это комбинация "Эроса" и "Лудуса". Влюбленный видит свой объект как звезду и мучается потому, что от обожествленного им человека он ничего не получает. Его оценки и мнения ложны, и он приходит в беспокойство, ревнует и впадает в депрессию.
Зеленое пятно названо автором системы "Прагма" (по-гречески: искусство правильно торговаться). Это комбинация из "Лудуса" и "Сторге". Она нацелена на рациональное и практическое удовлетворение потребностей обоих.
Третье промежуточное пятно - фиолетовое, под названием "Агапе" (по-гречески: дарящая, божественная любовь). Она скомбинирована из "Эроса" и "Сторге". Оба партнера готовы пожертвовать собой ради того, чтобы принести другому счастье и благополучие.
Профессор психологии из Бохумского университета Ханс Вернер (ФРГ) высоко оценил схему, разработанную социологом Ли, и предложил, развивая идею Джона Ли, анкету из 60 пунктов: 10 вопросов на каждый из 6 стилей. По этой анкете было опрошено 2000 человек, и все как один заявили, что, ответив на поставленные вопросы, они стали лучше понимать и себя и своего партнера.
Стили хотя и разделены, они тем не менее не слишком удалены друг от друга, лишь "Эрос" стоит несколько дальше, и он крупнее остальных пяти. А зоны, изображающие "Лудус" и "Прагму", меньше, чем оставшиеся три стиля.
Как, американские, так и немецкие ученые подходят к пониманию и оценке стилей одинаково.
Наслаждающиеся любовью охотятся за красотками, прагматики довольствуются тем, что любят своих законных жен, "агаписты" предпочитают жертвенные натуры.
Но очень редко встречается любящая пара, в которой бы оба относились к стилю "Лудус": им мешает независимость друг от друга.
Но когда оба в паре относятся к "маньякам", то ревность закипает. Если же для ревности нет никаких оснований, то отношения складываются очень благоприятно для обоих.
 

Продолжим?